Комплексная программа просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности в Тюменской области.

Первый раз в детский сад: несколько советов родителям.

«С малышами всегда нужно говорить честно»

Каждый год в начале весны детские сады Тюмени приглашают молодых родителей, мам и пап трехлеток, для заключения договора. По традиции ребятишки начнут посещать дошкольные учреждения ближе к осени, и у них еще есть время подготовиться к этому важному событию. Ведь садик – это не только новые правила и коллектив, но и возможность прожить свою собственную жизнь. Как лучше объяснить ребенку, что его ждет, и облегчить расставание, рассказала ведущий психолог регионального центра «Семья» Джамиля Достовалова.

– Говорить с малышом нужно честно и с учетом возраста. Маленький ребенок в принципе не знает, что такое детский сад. Надо рассказать, что детский сад – это такое учреждение, в котором находятся детки, с которыми можно играть, там есть воспитательница, которая много знает, умеет интересно рассказывать. Она будет учить клеить, она будет присматривать за тобой, пока мама с папой на работе. Эта воспитательница знает номер телефона мамы и сразу ей позвонит, если что-то случится. Она умеет заплетать косички, знает много песенок, умеет завязывать все шнурочки, застегивать пуговки. Воспитательница организует праздники и с удовольствием даст там ребенку роль, она покажет, что такое праздник в детском саду

Еще одно важное качество воспитателя – умение позвать так, что дети услышат ее хоть откуда, даже если они случайно ушли на другой участок.

– Почему-то родители часто испытывают страх перед громким голосом. Но как можно разговаривать тихонько, если маленькие дети всегда говорят хором. Когда у воспитателя поставленный голос – это замечательно. Мы путаем громкий голос с криком, эмоционально его приукрашивая, и забываем, что крик не всегда означает пренебрежение.

Также она рекомендует рассказать, что кроме других детей и воспитателя в садике есть няня (младший воспитатель). Она помогает принести суп, котлеты, булочки, кашку, помогает одеться-раздеться и тому подобное. Обязательно объясните, что в детском саду есть медик, который знает, чем помазать любую царапину.

– Еще в детском саду бывает логопед. Он учит заниматься так, чтобы язычок не ленился, а произносил все звуки. Обязательно скажите, что в детском саду есть директор, это очень важный человек. Он знает почти всех деток в лицо и по имени, директор следит, чтобы у них были целые кроватки, чтобы детки были накормлены, чтобы в детском саду было тепло, чтобы шкафчики были отремонтированы. Потом нужно обязательно сказать, как этого директора зовут.

Также специалист настоятельно рекомендует родителям вспомнить свой приятный опыт посещения садика. Может быть, у вас был вкусный пирог, компот, котлеты или какой-то суп.

– Вкусно расскажите ребенку о том, какие котлетки готовили у вас в детском саду. Для ребенка это такой момент, когда ему захочется себе тоже иметь что-то подобное. Расскажите ему, какое у садика будет здание, какие ступеньки, какой порядок, что такое группа, какие стульчики, какие унитазы, как вешается полотенце, какие кровати. Чтобы ребенок пришел туда первый раз не с растерянной мамой, а со знатоком, ведущим за собой. В такой ситуации для него не будет ничего удивительного в этом всем. Процесс адаптации всегда начинается с ознакомления и страха: «А что я там увижу?». А тут у него не будет времени на тревогу, он уже со слов мамы что-то знает. Если родитель не ходил в детский сад, то можно привести в пример супруга, родственников, друзей.

Можно сказать ему и про негатив, но без эмоционального окрашивания. Пояснить, что дети в детском саду будут разные, кто-то из них уже умеет дружить, а кто-то еще нет.

– И тут же с ребенком можно отработать коммуникативные навыки. Ты заходишь в группу и говоришь: «Всем здравствуйте! Я Маша». Можно подойти к девочкам, если это девочки, и сказать: «Привет, девочки! Я Ксюша. Давайте дружить». Или: «Во что вы играете? А можно я с вами?». Ребенка нужно научить самопрезентации. Полезно иметь знание о себе чего-то хорошего, своего личного достижения, своего таланта, своей лучшей особенности. Например, я могу быстро бегать, я знаю загадки, а я знаю какую-то игру. Кстати, этой игре можно научить ребенка дома.

Также она предлагает научить малыша интересно рассказывать о своей кошке, собаке, морской свинке и так далее, продумать этот рассказ, потренироваться интересно рассказывать про свою жизнь. Это то, что поможет ребенку завязать отношения в группе.

– Не нужно надеяться на воспитателя. Ее работа помогать. Воспитатель присматривает за ребенком, пока мама с папой на работе. Самый важный источник знаний для ребенка – это родители. Это вы можете научить его узнавать здание детского сада издалека, застегивать липучки и пуговицы. Это вы даете ему навыки ухода за собой. В детском саду есть много интересных дел, и пока мама на работе, не нужно сидеть и ждать ее грустно у окошка. Можно прожить свою собственную жизнь

Психолог рекомендует получить у педиатра все рекомендации, касающиеся ребенка, рекомендации по всем прививкам или сформировать свое личное мнение на этот счет.

– Важно понимать, что к посещению детского сада надо привыкнуть, но основное – все-таки эмоциональный посыл, то, как мама сама относится ко всем этим болячкам. Страшно будет точно, и родителю, и ребенку, это нормально. Снизить уровень страхов можно за счет предварительного рассказа. Можно говорить, что там маленькие унитазы, маленькие столики и стульчики, это забавно. Там очень много игрушек, которых нет дома, и поэтому их не надо покупать. Садик – это еще и отличная возможность в выстраивании личных границ. Вот у меня дома есть такие игрушки, а дома другие, и здорово, что там я могу поиграть в одно, а тут – в другое. Рассказать про домашние игрушки – это тоже про навык самопрезентации. Если вы боитесь, что не справитесь, в помощь родителю всегда психологи разных учреждений, они помогут разобраться, что делать со своими личными страхами.

Интервью Ольги Боровиковой для издания «Тюменская область сегодня»

Джамиля Достовалова, ведущий психолог Регионального центра «Семья»

Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону 8(3452) 20-14-47. Кроме того, получить бесплатную помощь экспертов (психологов, педагогов, юристов, дефектологов) родители могут в рамках регионального проекта “Точка опоры”. Выбрать необходимого специалиста и записаться на прием можно на сайте или по телефону 8(3452)20-40-70