Комплексная программа просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности в Тюменской области.

Подростковый возраст: основные стратегии родительского поведения

«Возрастной кризис» на языке психологии понимается переход человека от одного уровня развития к следующему. В нашем случае ребенок готовится к тому, чтобы стать взрослым. Несмотря на то, что родитель в принципе и ставит цель воспитать и вырастить зрелого человека, принять ребенка повзрослевшим мамам и папам удается не сразу.

Взросление в подростковом возрасте закономерно сопровождается определенными процессами, одни позволяют подростку узнать себя в новом качестве — какой-то отдельной от родителей личности, другие родителям помогают отпустить подростка на его жизненный путь.

Однако насколько бы ни было это развитие естественным для науки, в житейском плане оно может вызывать конфликты внутри семьи и самого ребенка, а также превратить взрослого в диктатора, который желает подчинить себе подростка.

Что с этим делать, подросток еще не знает и не узнает, если его не поддержат родители. При этом сами взрослые должны знать, что избежать этого этапа никак не получится, как и, например, самый первый кризис — новорожденности. Согласно исследованиям пойти он может двумя путями: «независимости» (проявляется упрямством, грубостью, стремлением во всем поступать по-своему) или «зависимости» (чрезмерное послушание, возврат к детским интересам и формам поведения, несамостоятельность).

Стоит сказать, что есть еще и третий план — индивидуального развития, который может проявляться чертами и из первого, и из второго описанного выше пути.

Что же делать родителю? Ведь точных данных, что произойдет именно с вашим ребенком, нет, как не и существует стопроцентных сроков у этого этапа. У кого-то он может начинаться уже в 9 лет, а у других проявит себя ближе к 16 годам. Что такое подростковый кризис? Как он проявляется и какие правила надо соблюдать родителю, чтобы избежать кризисных состояний?

Ответы на эти и другие вопросы – в интервью с ведущим психологом Регионального центра «Семья» Юлии Караульных.

Юлия, почему родителям сложно принимать своих детей? Чему мамы и папы сопротивляются, зачем конфликтуют, подавляют?

— Фактически отделение от взрослого у детей начинается с рождения, продолжается, когда им исполняется 3 года и они начинают топать ногами, заявляя: «Я хочу», далее сепарирование подкрепляется последующими этапами развития, которые все направлены на разрыв.

Отличие пубертатного этапа в том, что в подростковом возрасте сепарация становится более явной.

Может быть, сложилось так, что взрослый реализуется только в ребенке и без него не видит смысла в своей жизни.

Кроме того, надо проанализировать, не испытывает ли взрослый чувство «одиночества в толпе». Это одно из самых болезненных переживаний для каждого человека, для которого характерно отсутствие понимания значимости собственной личности и баланса в отношениях с окружающими людьми.

А чтобы начать верить в своих детей, родителю необходимо вначале поверить в себя, научиться доверять себе. И только после этого получится сказать: «Уверен, что ты с этим справишься, пройдешь этот этап». Такая установка будет куда полезнее, чем говорить: «Я знаю, как надо, слушай меня» — вот это убеждение и рождается от собственных страхов и тревожностей.

Как родителю вести себя с подростками, не пережившими стадию взросления, оказавшимися на этапе 21-летних «детей», которые не хотят покидать дом?

— Для начала я рекомендую родителям понять, что перед вами уже точно физиологически взрослый человек.

Но это инфантильный совершеннолетний человек, который не преодолел свой подростковый кризис, либо этот этап у него затянулся, вероятно, в результате того, что в момент переходной стадии в развитии ребенок был сломлен родителем, подавлен его излишним авторитетом: «Я твой отец, я знаю, как надо».

У него не сформировались свои собственные ценности и желания – есть только представления родителей, которые «знают», как правильно поступать и что нужно хотеть. Поэтому пропадает необходимость отделяться от родителей.

Какие важные правила надо соблюдать родителю, чтобы избежать кризисных состояний?

— Важно уметь жить своей жизнью, наполненной событиями, не растворяться в детях и не реализовывать в них свои несбывшиеся мечты.

Нужно помнить о том, что дети – это отдельные полноценные личности, у которых есть свои собственные желания и потребности. Они имеют право совершать свои ошибки и получить личный опыт Задача взрослого — помочь ребенку сформировать систему ценностей, в которой важное значение имеет умение выстраивать гармоничные взаимоотношения с близкими людьми.

Нужно всячески поддерживать детей: «Мы рядом. и мы вместе с этим справимся». При этом важно уметь их отпускать, давать им свободу и позволять брать на себя ответственность за свои действия и решения, чтобы дети самостоятельно могли построить свою взрослую жизнь, отдельную от родителей, сохранив уважение к ним.

В данном случае родитель выступает в роли сопровождающего: находится рядом с подростком, готов предложить ему помощь в случае необходимости, но при этом позволяет ребенку самому получать жизненные уроки, преодолевать трудности.

Подростковый возраст для родителя — время максимальной гибкости. Чтобы быть уверенным в себе и своих детях, надо изначально разобраться с собой, проработать свои травмы, вернуться, если необходимо, к своим детско-родительским отношениям, чтобы воспитать здорового человека.

Получить поддержку родителю можно в кабинете профессионального психолога.

Записаться на консультацию к психологам Регионального центра «Семья» Вы можете по телефонам: 8(3452)20-21-33, 20-14-47, 20-40-70

Полный текст интервью: https://dzen.ru/a/ZK-j0hJ9s1gd-tkH?utm_referer=away.vk.com