Комплексная программа просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности в Тюменской области.

Особенности адаптации и дезадаптации младших школьников

Процесс перехода ребёнка из детского сада в школу сопровождается многими изменениями: в его жизнь приходят новые люди, обновляется ритм жизни, появляются другие требования, к которым необходимо адаптироваться. При переходе могут возникнуть и проблемы, связанные с дезадаптацией. Появляются вопросы: «Что делать?» и «Как помочь ребёнку?»

Что же такое адаптация и как долго она проходит?

Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой деятельности ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, даже могут дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче и замечаниях плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными признаками, но есть первоклассники, у которых этот процесс затягивается.

Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, к середине дня они оказываются уже переутомленными, ведь школа для них является стрессогенным фактором. Дорога в школу для многих требует повышенного внимания и напряжения.

На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления: физического, умственного и эмоционального. Некоторые дети уже с утра выглядят уставшими, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребёнок в некоторые дни не может идти в школу.

Снижается интерес к учёбе вплоть до нежелания посещать школу, замедляется темп усвоения учебного материала, появляется неуверенность в себе и т.д.

Итак, как правило, перестройка ребёнка и его «притирка» к школьным условиям происходит в течение полугода. Физиологическая адаптация протекает автоматически, а социально-психологическая адаптация проходит иначе: она представляет собой процесс активного приспособления.

Адаптация ребенка к школе процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на ребёнка, но и сам он пытается изменить социально-психологическую ситуацию, «встроиться в неё» и «пристроить к себе».

Стоит отметить, что при взаимодействии с учеником, учителям необходимо учитывать индивидуальные возрастные особенности: варьирование нагрузки, перестройка режима дня, с целью эффективной адаптации ребёнка к школе.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития.

Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми различными факторами: недостатки в подготовке ребёнка к школе, социально-педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребёнка; нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов; двигательные нарушения; эмоциональные расстройства.

На процесс адаптации оказывает влияние самооценка ребёнка и уровень притязаний. При неадекватном их завышении дети реагируют негативом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность.

Не менее серьезные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях.

Слабоуспевающие и беспокойные дети могут стать аутсайдерами в классе. Такая ситуация часто ведёт к разочарованиям и враждебности к школе. Успеваемость у таких детей нередко становится ниже их потенциальных возможностей, а в поведенческом плане возможны проявления агрессии.

Ситуация может усугубиться некорректным поведением родителей, когда они, испытывая серьёзные опасения и даже разочарование в своем ребёнке, лишают его невольно эмоциональной поддержки.

Помимо оценки общего уровня школьной дезадаптации важно помнить, что ребёнок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости быть душой компании.

Поэтому важно обращать внимание как на общее состояние ребёнка, так и на отдельные сферы школьной жизни.

Если родители стали замечать какие-то, тревожащие их признаки, то стоит обратиться за консультативной помощью к психологу.

Получить поддержку можно в тюменском Региональном центре «Семья».

Психологи принимают по предварительной записи по телефонам:

8 (3452) 20-21-33, 20-14-47 и 20-40-70.